Главная » Статьи » Мои статьи

Недетские проблемы театра для детей (полная версия)
Вот выдержки из наиболее интересных выступлений на конференции.

Ивица Симич, генеральный секретарь Международной ассоциации театров для детей АССИТЕЖ (Хорватия):

"Театр не должен быть сплошным развлечением"

"Я горд тем, что нахожусь в Самаре на фестивале "Золотая репка". Я был здесь на прошлом фестивале со своим театром из Загреба. Театр - это не только сцена, на которой играют актёры, но и зрители. Взаимоотношения этих двух сторон очень важны. Публику нужно готовить к непосредственному созданию спектакля, потому что она, по существу, так же ответственна за спектакль, как и актёры. Сегодня театр превратился в индустрию развлечений. Кино и телевидение победили театр, но бороться с ними не нужно: там и здесь разная публика. Нужно не бороться, а сохранить свой собственный театральный язык. Слишком много прекрасно оснащённых технически, но по сути пустых спектаклей-развлечений, и это ещё одно поражение театра.
  Именно дети являются показателем положения в театральном деле. Они главные потребители и главные жертвы индустрии развлечений. Поведение детей изменилось, они не привыкли аплодировать. Это не театральная публика,, которые не привыкли ходить в театр, тратить деньги на спектакли, которые не хотят смотреть. Нужно воспитывать вкус. Некоторые театры строят репертуар на основе обязательных школьных программ. Проблема - в качестве пересказа-спектаклей-дайджестов. Чем меньше дети читают, тем востребованнее story-спектакли. В детском театре - особая публика: дети не решают сами, что смотреть, полагаясь на взрослых. В этом, впрочем, есть и защита от ненужных впечатлений.
   Современная точка зрения заключается в том, что детям можно и нужно представлять все темы жизни и смерти. Но важна манера этого представления - без упрощения критериев. Большинство проблем детского театра - в наших романтических представлениях о детстве. Когда-то превалировала трудовая доминанта воспитания детей как помощников взрослых, участвующих вместе с ними в работе. В литературе много таких историй, когда добро побеждает зло.
   Для постиндустриального общества стала важна тема счастливого детства,оторванного от семейных проблем. Детей увеселяют, показывают то, что сами они не могут пережить. А детям нужно говорить правду, включить их в реальную жизнь без иллюзий и украшательства, давать ответы на сложные вопросы: говорить и о разводах родителей, и о болезнях, и о смерти. Но нужно дать и надежду.
      Самый лёгкий путь изучения жизни - посредством искусства. И театр являясь спутником взросления, не должен быть сплошным развлечением. Он должен образовывать, но не на прямую. Не нужно акцентировать идею беззаботного детства, рождать у детей иллюзии. Артисты говорят о реальной жизни в системе воображения и не должны служить прихотью образования. Они ответственны за свою искренность. Каждым словом, жестом они оставляют отпечаток в душе ребёнка, и это нужно осознавать".

Геннадий Дадамян, директор и научный руководитель Высшей школы деятелей сценического искусства:

"Нужно заставлять ребёнка ходить в театр".

"Сегодня меняется система восприятия искусства, преобладает клиповое сознание. Уже нельзя воспринимать спектакль в течение 2 часов. И декорации должны быть роскошными, как в кино. Раньше российский театр был надеждой мирового театра. Но постепенно он уходит на периферию общественной жизни. Особенно трагично положение детского театра. Главное условие формирования культурной личности - семья. Очень важна идея семейного посещения спектаклей. Некоторые говорят о священных правах личности, о том, что мы не имеем права "натаскивать" ребёнка на культуру. Но это не верно. Нужно заставлять ребёнка ходить в театр, в музей. Ребёнок вначале проходит этап самореализации, после 12-ти лет у него наступает период отрицания. Он мечтает идентифицироваться с персонажами, играющими роль "большого отца". но такими персонажами могут стать и отрицательные герои. Нужны конкретные способы сеять разумное, доброе, вечное, формировать культурное поколение, сохраняя хотя бы театр. Он должен знать, как разговаривать с детьми, говорить с ними добрым человеческим голосом."

Адольф Шапиро, народный артист Латвии, руководитель художественных программ "СамАрта":

"Театр становится элитарным искусством".

"Люди, занимающиеся детским театром, всегда пытались понять, чем же они занимаются, что означает детский театр, каким он должен быть. Можно ли прожить без театра для детей? Никак нельзя. Он очень нужен, замечателен по своей идее, но сейчас находиться в состоянии глубокого кризиса. Счастье, что во время глобальных перемен в нашей стране каким-то чудом уцелела концепция детского театра. Думаю, просто на неё не обратили внимания. И теперь это нужно беречь, хранить, развивать, понимая, что она уцелела только административно, но не творчески.
    Мне кажется, что театр для детей должен приобрести какие-то особые формы. Если бы я располагал календарным временем, то попытался бы создать новый театр для детей. Но такого времени у меня уже нет. Поэтому поделюсь мыслями, которые связаны с таким театром. Во-первых, мне кажется, нам нужно понять очень важную вещь: театр, который родился как площадной, народный, ярмарочный, перестал быть массовым искусством. Если спектакль, рассчитанный на 300-500 зрителей, пройдёт даже 100 раз, его увидят 30 000-50 000 человек, в то время как одну-единственную передачу по телевидению могут посмотреть миллиарды зрителей.
    Однако с тем, что театр уходит на периферию жизни, я не согласен. Вопрос не в этом, а в том, что театр становится элитарным искусством - для избранных. Поэтому его задачей является не воспитание народа, а воспитание тех людей, которые посещают спектакли. Спектакли стали посредником между театром и народонаселением. Они должны обращаться к особым, избранным людям, в том числе и детям, которые по уровню своего развития стоят выше среднего в классе и которые потом смогут передать свои впечатления товарищам, привлечь их к театру. А если так, то театр должен быть элитарным и по репертуару, и по художникам, которые в нём работают, вообще - по всем людям, имеющим отношение к театру. Они должны быть особенные, их нужно коллекционировать, создавая для них особые условия.
      Искусство, спектакль - это мина замедленного действия. Результат её не непредсказуем. никто не знает, когда и как отразиться то, что маленький человек увидел в театре, как это на нём отразиться. Встречаясь с чем-то прекрасным, мы заражаемся неким микробом, который начинает своё действие в организме. Самое главное - это яркое впечатление. Если ребёнок возьмёт с собой в жизнь много таких впечатлений, он навсегда спасён. Он не запоминает подробности спектаклей, а уносит память о том, каким он сам был на этом спектакле, как он волновался, какие он испытывал чувства, как он встретился с новым для себя миром.
    Думаю, что одна из главных задач театра для детей - заняться тем, что у нас когда-то называли воспитанием коллектива, тех, кто работает в театре и вокруг него. Мне кажется, что детский театр должен стать не только местом создания спектаклей, а неким культурным центром. Большую часть денег, которые даются сейчас молодёжным театрам, я бы отдал актёрам и педагогам, работающим с детьми.
    Я глубоко убеждён, что если в театре хороший директор, дела пойдут нормально. Ведь "Гамлета" можно поставить и на сто миллионов долларов, и со одним стулом. Важно, чтобы дети не просто смотрели спектакль, а читали, чтобы актёры занимались с ними дикцией, театральной выразительностью. Всё это может быть банально, но нельзя бояться в чём-то быть банальным".









Категория: Мои статьи | Добавил: kritik (19.06.2009)
Просмотров: 2887 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar